Готовность к школе – что это такое? 

1 сентября в первый класс – это событие для всей семьи, чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для его родителей. Но это не только событие – это еще и испытание, если хотите, стресс:
во-первых, у ребенка меняется режим жизни,
 
во-вторых, у ребенка появляются новые обязанности,
в-третьих, школа – это новые люди: учитель, ребята в классе и постоянный контроль.

 

Что такое готовность к школе? Как помочь ребенку в период адаптации к 1 классу?

Эти или похожие вопросы задают родители себе, первой учительнице своего ребенка, школьному психологу и т. д., пытаясь найти на них ответы.

Итак, готовность к школе состоит из:
- интеллектуальной готовности, которая включает в себя словарный запас, кругозор, специальные умения, уровень развития познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения), умение выделять учебную задачу и самостоятельно находить пути ее решения.

- личностной и социально – психологической готовности. Под этой готовностью понимают сформированность «внутренней позиции школьника», произвольности поведения, умения взаимодействовать со сверстниками, желания идти в школу, т. е. мотивация к обучению.

- физиологическая готовность– важно, чтобы ребенок был здоровым, выносливым, иначе ему будет трудно выдерживать нагрузку в течение урока и всего учебного дня.
С началом обучения в школе ребенок, что называется, «выходит в свет», и к этому ребенку надо привыкнуть, т. к. значительную часть своей жизни ребенок начинает проводить вне дома, вне родительской семьи. Ему необходимо найти новые способы взаимодействия с внешним миром, обрести в нем свое место, построить отношения с большим количеством людей и т. д. И все это он должен сделать во многом самостоятельно.

 

  А мы, как родители, можем помочь своему первокласснику:

1. То, что ребенок может сделать сам (в соответствии с возрастными особенностями и то, что не вредит, на наш взгляд жизни ребенка, пусть делает сам). Но если ему нужна помощь – помогите ему. Например, пока еще сами регулируйте время ребенка и время для занятий дома.

2. Если выполнение уроков требует Вашей помощи – помогите. Лучше сейчас помогите и научите ребенка делать домашнее задание, чем потом скандалить или выполнять самим.

3. Интересуйтесь не только оценками ребенка, но и тем, как чувствует себя ребенок в школе: нравиться ли ему учительница, успел ли он с кем-то познакомиться, как он чувствует себя на переменах, все ли понятно из того, что объясняют им на уроках и справляется ли он с заданиями.

4. Старайтесь меньше говорить «ты должен». Рассказывайте ребенку о своей школьной жизни, о том, что Вы тоже ошибались и свои ошибки могли исправить сами или попросить о помощи.

5. Старайтесь больше общаться с учительницей своего ребенка.
И если вы замечаете, что ребенок сложно адаптируется к школьным условиям: появились нежелание идти в школу, плохое поведение или плохое самочувствие, непонимание школьного материала и т.д., то необходимо выяснить причины такой дезадаптации и помочь ребенку.

Внимательно понаблюдайте за своим ребенком:
– Что в нем появилось нового?
– Какие новообразования говорят о его готовности к обучению в школе?
– Возникли ли какие-то ситуации, которые тревожат вас, которые хотелось бы прояснить?