"Возрастные особенности восприятия детьми дорожных ситуаций и основные мотивы их поведения на дороге».

 

Уважаемые родители, идет учебный год и многим из Вас, вместе с Вашими детьми, по пути в детский сад и обратно приходится переходить дорогу. Обычно этот путь проделывается детьми вместе с родителями, но часто родители сами не соблюдают правила дорожного движения, а откровенно – их нарушают. А ведь как гласит народная мудрость, «Ничто не убеждает лучше примера».

 

Наиболее частыми причинами аварий, особенно с участием детей, являются:

 - переход проезжей части в месте, не предназначенном для этого или на запрещающий сигнал светофора;

 - переход улицы непосредственно перед транспортом, который стоит или приближвется;

 - переход улицы, где она плохо просматривается в обе стороны;

 - детские шалости и игры вблизи проезжей части или на ней;

 - невнимательность во время перехода улицы.

Опасные ситуации на дороге возникают по нескольким причинам, самая главная из которых – большое количество машин на улицах. Значит, первое правило безопасностикаждый человек должен соблюдать ПДД, а Вы, родители, – первоисточник этих знаний для детей.

 Среди жертв ДТП много детей. Общество платит слишком большую цену – жизнь и здоровье детей как дань автомобилизации.

  Значит, надо уберечь детей от ДТП, научить их безопасному поведению на дороге.

 Первым учителем здесь должны стать Вы, родители! Главное – привить детям устойчивые навыки безопасного поведения в дорожной ситуации.

 

Проблема обучения детей дошкольного возраста ПДД имеет свои особенности. От Вас, родители, требуется не столько обучение знанию правил, сколько обучение действовать безопасно в сложных дорожных ситуациях. Изучение правил – дело нужное, но их отличное знание само по себе не гарантирует детям безопасности на дорогах.

 Главная задача в том, чтобы привить детям навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации и положительное отношение к решению этой задачи. Только знания, терпение, такт дают возможность научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.

 Осторожно – на дороге дети! Как же правильно научить детей оценивать дорожную ситуацию? Почему дети ведут себя на дороге «не так»? Что нужно знать о физических и психических состояниях детей для предупреждения ДТП?

 

1.Дети нарушают ПДД по примеру родителей: они чаще всего просто повторяют то, что делали Вы, родители, в подобных условиях.

 2.Все физиологические системы детей находятся в стадии формирования, не достигли своего полного развития, еще подвижны и неустойчивы. Отсюда такая непредсказуемая реакция у детей (в отличие от Вас, родители) на одни и те же ситуации.

 3.Возрастные особенности подвижности процессов нервной системы (влияющие на тип темперамента и скорость реагирования в разных ситуациях) в силу неполной развитости очень отличаются у детей от Вас, родители, обеспечивая нестандартные формы поведения в различных ситуациях.

 

Специальными исследованиями установлено, что дети иначе, чем взрослые переходят через дорогу, потому что поведение детей в жизни и, соответственно, на дороге, зависит от многих факторов, и основную роль здесь играют природные данные:

 

Психофизиологические особенности детей делают их поведение непредсказуемым: ребенок может ринуться вперед или изменить направление движения на 180 градусов, может совершить прыжок в сторону (чтобы не попасть в лужу) или встать посреди дороги (надеясь, что машина сама его объедет), может непроизвольно посмотреть в сторону по рассеянности.

 Внимание детей избирательно и направленно, преимущественно, на единичные объекты, оно концентрируется не на предметах, представляющих опасность, а на тех, которые в данный момент интересуют детей больше всего.

 На детей большое влияние оказывают эмоции: радость, испуг, удивление, интерес к чему-то заставляют напрочь забыть об опасности, которой дети может быть подвергнуты.

 Дети дошкольного возраста часто еще не способны точно определить источник звука, а в рассеянном состоянии дети вообще часто не обращают внимания на звуки, поэтому они могут не обратить внимание на звук приближающейся машины.

 Дети ориентируются преимущественно на общую обстановку и в меньшей мере руководствуются правилами: им (впрочем, как и взрослым) свойственна коллективная ориентация.

 Доказано, что частота нарушений правил пешеходами (например, переход на красный сигнал светофора) в значительной мере зависит от провоцирующего поведения одного из пешеходов. Срабатывает так называемое «стадное» чувство: вести себя так же, как и другие.

  Взрослые, подходя к проезжей части, издалека оценивают сложившуюся конкретную дорожную ситуацию. У детей, как вы понимаете, все наоборот: только подойдя к дороге или уже выйдя на нее, ребенок начинает оценивать обстановку, если вообще о ней задумывается! Часто юные пешеходы переоценивают безопасность собственного поведения. Причем, готовность к риску мальчикам свойственна в большей степени, чем девочкам, поэтому и в ДТП они попадают в 2 раза чаще.

  Дети с большим трудом могут дать правильную оценку увиденной дорожно-транспортной ситуации и не способны быстро принимать решения, соизмерять скорость движения автомобиля с тем расстоянием, на котором этот автомобиль находится от него. Они еще не способны предугадать варианты поведения водителя.

    Дети по-разному реагируют на размеры автомобиля: при приближении большого грузовика, даже если он движется с небольшой скоростью, ребенок реже рискнет пересекать проезжую часть, однако недооценивает опасность небольшой легковой машины, приближающейся на большой скорости.

  Детям свойственно «туннельное зрение», при котором юный пешеход видит только то, на что направлен его взгляд.

  Рост маленьких пешеходов – серьезное препятствие для обзора окружающей обстановки. Уровень глаз ребенка от 3-х лет на высоте около 90 см, в возрасте 6-ти лет – около 110 см, поэтому из-за стоящих транспортных средств ребенку не видно, что делается на дороге, в тоже время он сам не виден из-за машин водителям.

   Дети до 4-х лет, как правило, почти незнакомы с ПДД, их поведение базируется на представлении, основанном на аналогичных движениях из микромира игрушек: реальные транспортные средства могут в действительности сразу останавливаться, резко разворачиваться и объезжать препятствия точно так же, как и их игрушечные автомобили.

 

В экстремальной ситуации, когда дети поставлены перед срочным выбором как поступить, они легко впадают в состояние безысходной опасности, незащищенности, они просто теряются.

   Чем труднее ситуация для детей, и чем больше надо проявить им сообразительности и скорости в принятии решения, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе. И, таким образом, образуется замкнутый круг: чем опаснее ситуация, тем дети медленнее и неправильнее принимают решение.

 Выходом из этой ситуации может быть система формирования у детей навыков безопасного поведения на проезжей части.

   Если Вы, родители, будете хоть немного больше знать о психических и физиологических особенностях несовершеннолетних участников дорожного движения, то сможете предотвратить намного больше нежелательных ситуаций на дороге, и как следствие, сберечь жизни и здоровье детей. Это то, что Вам необходимо знать об особенностях восприятия ребенком ПДД! 

 

Но что необходимо Вам выполнять, чтобы ребенок не попал в ДТП?

 

                           В возрасте 3-4 лет лучше всего:

 - познакомить ребенка со средствами передвижения, характерными для нашей местности, их названием;                                                                                                                                                                                          -  рассказать про  части автомашины, грузовой машины;                                                                                                              - объяснить, что существуют правила дорожного движения, где есть правила поведения на улице, правила поведения в общественном транспорте, а так же разные сигналы светофора.                                                                                                       В качестве помощи и поддержки можно почитать произведения С.Михалкова «Светофор», «Зайка-велосипедист», «Улица шумит» и посмотреть мультфильмы про Смешариков, где есть специальная тема: ПДД.

                        В возрасте 4-5 лет лучше всего:

 - дать ребенку знание (представление) об общественном транспорте, познакомить с грузовым транспортом;

 - дать знание об улице: проезжая часть, тротуар, перекрёсток, пешеходный переход, островок безопасности;

 - рассказать о том, какие дорожные знаки бывают: сигнал запрещён, пункт медпомощи, пункт питания, автозаправочная станция, пешеходный переход;

 - познакомить с правилами дорожного движения: переход улицы пешеходом, поведение в общественном транспорте, о чём говорят знаки.

 В качестве помощи и поддержки можно почитать произведения Н. Носова «Автомобиль», Е. Дорохова «Заборчик вдоль тротуара», показать разнообразные не сложные для восприятия видеоролики о правилах поведения на улице и об их нарушениях, смотреть мультфильмы про Смешариков, где есть специальная тема: ПДД.

                              В возрасте 5-6 лет лучше всего:

 - познакомить ребенка с запрещающими и предписывающими знаками;

 - провести работу по изучению работы регулировщика;

 - работать на формирование у ребенка умения свободно ориентироваться на дороге;

 - продолжать закреплять правила поведения в общественном транспорте.

 В качестве помощи и поддержки можно почитать произведения Н. Носова «Кирюша попадает в переплёт», показать разнообразные не сложные для восприятия видеоролики о правилах поведения на улице и об их нарушениях, организовать сюжетно-ролевые игры на тему правил поведения на улице («Мы идем в магазин»), в общественном транспорте («Мы едем, едем, едем») и на дороге в целом («Мы – машинки»).

                     В возрасте 6-7 лет лучше всего:

          - продолжать учить ребенка соблюдать правила дорожного движения;

 - продолжать закреплять правила поведения на улице: ходить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны, правильно переходить улицу на переходах, не играть на проезжей части дороги.

 В качестве помощи и поддержки можно почитать произведения Н. Носова «Автомобиль», Г. Юрмина «Любопытный мышонок», Н. Кончаловской «Самокат», показать разнообразные видеоролики о правилах поведения на улице и об их нарушениях, организовывать сюжетно-ролевые игры на соответствующую тематику, а так же настольно-печатные игры по правилам дорожного движения.